Что Вы нашли общего между Ним (Христом) и какою-нибудь, а тем более православною церковью? Он первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичество запечатлел, утвердил истину своего учения. И оно только до тех пор и было спасением людей, пока не организовалось в церковь и не приняло за основание принцип ортодоксии. Церковь же явилась иерархией, стало быть, поборницей неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницею братства между людьми, — чем продолжает быть до сих пор. Но смысл учения Христова открыт философским движением прошлого века. И вот почему какой-нибудь Вольтер, орудием насмешки потушивший в Европе костры фанатизма и невежества, конечно больше сын Христа, плоть от плоти и кость от костей Его, нежели все ваши попы, архиереи, митрополиты и патриархи, восточные и западные. Неужели Вы этого не знаете? А ведь все это теперь вовсе не новость для всякого гимназиста… Письмо полностью: http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_0040.shtml.Я думаю, что церковь – это как школа. Если вы уже занимаетесь самообразованием, то это не значит, что школы надо закрывать. Однажды церкви уже сносили, а потом опять восстанавливали. Доказательством того, что церкви нужны, является то, что они есть. Когда церковь будет не нужна, из неё выйдет последний посетитель и закроет за собой дверь. Ну, или погребён будет под её руинами.
Церковь и самообразование
Вчера я встретил волонтёра. Мужик лет 30-и раздавал листовки. Он повернулся ко мне и складно зачитал речитатив про Бога, пригалашая на проповедь. Я спросил: “Нужно ли идти куда-то, чтобы верить в Бога?”. Он сказал, что “Нет, ты просто приходи. Я раньше кололся, отсидел в тюрьме, но я пришел в церковь, и они мне проповедовали, они мне внушили, что с Богом лучше, чем без него. Я прихожу в церковь с вопросом, а ухожу с решением”. Он располагал к себе и верил в то, что говорил. “Я кололся – это грех. Но даже тот, кто не пьёт, правильно питается, тоже грешит. Мы обманываем других людей, поэтому нам нужно прощение Христа. Я понял, что после смерти можно попасть в рай, а не в ад, если просить прощение. Господь любит нас и тебя любит. Приходи, он и тебя простит”.
Белинский писал Гоголю по этом поводу: