Продажи и проповеди.

Мне интересен русский язык. Каждое слово имеет значение и суть. Мои первым открытием стало слово «продавать». Продавая, от более главного продающего я услышал такую расшифровку слова: «Продавать означает давать профессионально, помогать людям», иначе говоря: «давать профессионально».

Действительно, продавать = про + давать.

Приставка «про», на мой взгляд, означает то, что делается с усилием. С усилием дают человеку то, что он не взял сам, что ему не нужно. Иными словами, продают.

Начну со слова «ведать». Часть «ве» означает «вечность». То есть, тот, кто ведает, тот обращен в вечность. «Ве» + «дать» = «Дать вечности». Оставить что-то навечно, дать людям, миру. Иными словами, тот, кто ведает, даёт навечно и будет давать вечно.

Прибавим к слову «ведать» приставку «по», получим слово «поведать». Жил-был Иисус. Он ведал. У него были ученики. Ученики не ведали, но понимали учителя. Поэтому, если Иисус ведал, то ученики могли только поведать. Вечности дать не могли, но поведать – это пожалуйста.

Приставка «по», на мой взгляд, означает что-то вроде «понимания». То есть, «поведать», означает «понять того, кто ведает», «понять вечность».

Кто-то, послушав того, кто поведал, начал проповедать. Проповедать = про + по + ведать. То есть, этот человек, не может ведать, но мог бы поведать… Однако он принялся за других – начал проповедать. Он профессионально ведает, ведает с силой, навязывает.

Лет в 18 по телевизору я увидел концовку фильма «Большой Кахуна» с участием Дени Де Вито и Кевина Спейси. Фильм про двух торговцев. Действие фильма происходит в одной комнате, в номере отеля: два торгаша ожидают важную сделку, нервничают. На переговоры с клиентом они посылают паренька. Через некоторое время парень возвращается к торгашам в номер, и Спейси с Де Вито набрасываются на него с вопросами о том, как прошла сделка. Парень говорит, что сделки не было, что они проговорили с клиентом о Боге. Спейси в ярости от такого расклада, потому что они со вторым торгашом, Де Вито, готовились к встрече, собирались хорошо заработать, а тут какой-то мудак вместо того, чтобы продать, проповедовал. Мудак оказался верующим. Он сказал ребятам, что продавать – не главное, что это плохо. Мне запомнилась фраза, которую произнёс Спейси в ответ. Её суть: «Не важно, что ты проповедаешь – о товарах или о Боге. И в том и другом случае ты продаешь».

Проповедать тянет жажда наживы, меркантильный интерес – заставить людей думать так, а не иначе. Если же человек действительно что-то понял, то он не приходит к вам домой с устной или письменной проповедью. Тот, кто понял, поведает, если его попросят. Не он идёт к вам, а вы к нему. Учит своим примером, а не проповедью.

Вера идёт по миру до тех пор, пока не превращается в верование, в религию, пока не появляются проповедники.

Проповедники вызывают отторжение. Да и само слово «проповедник» носит часто обличительный характер, типа: «Нашелся, проповедник. Иди нах отсюда».

У русских аналогичное отторжение и к продажам. Рационалист пытается надавить на ум, что, мол «Я даю профессионально, помогаю», а душа чувствует усилие со стороны продавца и протестует.

В 2007 году я написал:

Некоторое время назад исследователи решили выяснить, почему именно в странах СНГ люди не умеют управлять своими финансами и неоднозначно относятся к продажам. Оказалось, что это связано с особым свойством экономики бывшего СССР. Дело в том, что в эпоху СССР деньги не играли большой роли. То есть, не было смысла много зарабатывать денег, потому что покупать особо было нечего. В это время многое решал продавец. То есть, 1 РУБЛЬ “простого” человека был фактически в 5-10 раз ниже 1 РУБЛЯ партийного руководителя. В эпоху “пустых прилавков” руководство водило “связи” с продавцами и работниками магазинов. Иметь знакомого директора магазина считалось очень серьёзной “связью” и большим “шиком”. Перед продавцом заискивали, перед продавцом унижались. Он являлся незаслуженным “царём и богом”, хотя на самом деле должен был бы быть человеком не хуже и не лучше других. Но система того времени позволяла руководителю магазина и его работникам выборочно отпускать товар “нужным людям”. Это чувство несправедливости воспитало целое поколение людей, которые сегодня, подсознательно возвращаясь в те времена, говорят, что они “не хотят продавать”.

Сейчас думаю, что причина неприязни к продажам такая же как и причина неприязни к проповедям – усилие с продающей стороны, насилие.

Сегодня продают по-разному. Продавцу необязательно идти к покупателю. Потому что желание у покупателя вызывает реклама и мир вокруг. То есть, вещь может быть и ненужной, но желание её купить есть. Поэтому, если ты не понимаешь этого, то сам идешь и сдаешься продавцу. Это очень по-современному. Существуют также активные продажи – это когда человек идет к человеку (или звонит) и предлагает купить что-то. Активные продажи используются в сетевом маркетинге как нигде часто. Тот, кто продаёт, устаёт от сопротивления тех, на кого направлена сила убеждения.

Люди будут продавать до тех пор, пока занимаются не тем, что любят, а тем, чем вынуждены – продажами. Продавать до тех пор, пока желание выпячивается над потребностью. Продажи – это профессия без специальности.

Да, про хлеб я ничего не сказал. Если хлеб хороший, вкусный, то его САМ покупаешь просто потому, что он нужен. С биодобавками такая же ситуация:  жизнь и здоровье – понятная потребность, но когда их стараются активно пропихивать, возникает протест.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *